ГАС Выборы, ГАС Правосудие, Государственные автоматизированные системы ГАС:форум
Форум о ГАС Выборы, ГАС Правосудие и других государственных автоматизированных системах
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
PDA version
RSS feed

Автоматизированная система МЧС (АИУС РСЧС)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ГАС:форум -> Другие государственные системы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Роман Калина.
Сотрудник Разработчика

Откуда: НИИ "Восход"

СообщениеДобавлено: 12 Дек 2006 12:02    Заголовок сообщения: Автоматизированная система МЧС (АИУС РСЧС) Ответить с цитатой

===
МЧС: ИТ-система быстрого реагирования

Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ ежедневно спасают чьи-то жизни. Часто для этого требуется организовать слаженную работу сразу нескольких экстренных служб. Кроме того, МЧС собирает статистику происшествий по всем регионам России для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Для решения этих и других задач в 2000 году стартовал проект по модернизации автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). О его результатах рассказывает Игорь Резник, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

Предпосылки модернизации

Предыдущая автоматизированная информационно-управляющая система была установлена в МЧС в 1996 году. Она была локальной и работала под DOS. В ее составе на тот момент отсутствовали система документооборота, единая система классификации и кодировки информации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В АИУС РСЧС не было сбора информации о чрезвычайных ситуациях от территориальных органов МЧС России. Кроме того, АИУС РСЧС не позволяла хранить документы оперативной дежурной смены об обстановке в районе происшествия и обеспечивать доступ к ним сотрудников министерства . Для передачи документов между зданиями использовался факс. Кроме того, мешало отсутствие развитой инфраструктуры. Из-за этого информация передавалась не оперативно, много работы приходилось делать вручную. К тому же определённые опасения внушала проблема 2000 года. Поэтому было принято решение переходить на более современную систему.

Варианты решения

Тендер проходил с октября 1999-го по июль 2000 года. Конкурс был закрытый, а участники готовились к нему примерно год.
В конкурсе принимали участие компании "Дата Икс", "Флорин", НИИ автоматической аппаратуры им. В. С. Семинихина, "Аквариус Консалтинг", "Анкей/Компьютерные системы", ИПУ РАН им. В. А. Трапезникова, НИИ систем автоматизации, "Информсвязь", Stins Coman, "Системпром", "Ниткон", ИПИ РАН и НПО "Импульс". При подведении итогов особое внимание обращалось на наличие у претендентов опыта работы с государственными структурами, необходимых лицензий и разрешений - в том числе на работу с информацией, содержащей государственную тайну. Решением комиссии министерства победителем конкурса была признана компания Stins Coman, которая удовлетворяла всем требованиям, а кроме того, прошла аудит на предмет соответствия своей системы качества стандартам ISO 9001.

Архитектура решения

АИУС РСЧС имеет клиент-серверную архитектуру с резервированием центрального сервера системы. На всех объектах МЧС установлена операционная система Windows 2000, в качестве СУБД используется Oracle. Центральный вычислительный комплекс состоит из нескольких серверов различной конфигурации и назначения, резервный сервер реализован на базе мощного многопроцессорного сервера производства японской корпорации NEC. Интерфейс АИУС создан на базе Web-технологий.
Аппаратная часть комплекса включает в себя структурированные кабельные системы и сети, ЛВС, системы телекоммуникации, компьютерное оборудование, средства отображения данных, оборудование ситуационного центра и систему видеоконференцсвязи.
Программная часть представляет собой главную управляющую программу и ряд функциональных подсистем: единую систему классификации и кодирования, формирование и учет оперативных донесений по чрезвычайным ситуациям (ЧС), учет сил и средств постоянной готовности, банк данных для решения задач по сбору и обобщению информации о материально-технических резервах и пр.
Структура ПО состоит из взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, реализованы с помощью общего (ОПО) и специального (СПО) программного обеспечения. ОПО обеспечивает работоспособность вычислительной техники и выполнение общесистемных и массовых функций, а также создает условия для применения СПО, которое, в свою очередь, обеспечивает работоспособность специализированных технических средств. Основные функции системы реализованы с помощью СПО.
В соответствии с техническим проектом предполагается установка программно-аппаратного комплекса в МЧС на пяти уровнях: федеральном (до 20 объектов МЧС России, включая запасной пункт управления), межрегиональном (шесть региональных центров МЧС России и около 30 организаций межрегионального подчинения), региональном (89 главных управлений МЧС России в регионах), местном (в управлениях по делам гражданской обороны и ликвидации ЧС муниципальных образований) и объектном (потенциально опасные. объекты экономики).

В настоящее время программные и информационные средства АИУС в полном объёме развернуты на федеральном уровне. Через главную управляющую программу АИУС РСЧС все пользователи федерального, межрегионального и регионального уровней имеют доступ к территориально распределённой базе данных АИУС РСЧС, которая состоит из оперативной информации по предупреждению и ликвидации ЧС и информационных ресурсов структурных подразделений МЧС России различного уровня. На очереди -- тиражирование функциональных задач АИУС РСЧС на все уровни управления. Проведены комплексные испытания функциональных задач системы опытного участка системы, который помимо федерального уровня включает в себя два объекта межрегионального и несколько объектов регионального уровней МЧС России.

На НИОКР (включающие в себя техническое и рабочее проектирование, разработку программного обеспечения) было выделено порядка 25 млн. руб.

Этапы внедрения

Если расписать по годам, то этапы внедрения выглядели следующим образом.
В 2000 году проведено обследование объектов МЧС и техническое проектирование АИУС РСЧС.
В 2001-м разработан информационный портал АИУС РСЧС, который позволил обеспечить хранение документов различных форматов (в том числе графических) в территориально распределённой базе данных на федеральном и межрегиональном уровне. Тогда же была произведена поставка серверного оборудования и рабочих станций, средств видеоконференцсвязи, ПО геоинформационной системы и цифровых карт.

На 2002 год пришлась разработка типового проекта областного (краевого, республиканского) информационно-управляющего центра АИУС РСЧС, генератора типовых Web-сайтов департаментов и управлений МЧС России. В этом же году продолжились работы по модернизации ЛВС и поставка средств телекоммуникации и серверного оборудования.

В 2003 году шло проектирование подсистемы обеспечения безопасности информации, подсистемы материально-технического снабжения и вооружения и подсистемы административного управления.

В 2004 году осуществлялся перевод ЛВС ОК "Театральная" и Ватутина на каналы передачи данных со скоростью 1 Гбайт/с, модернизация ЛВС ЦА, начались работы по проектированию и разработке функциональных задач АИУС РСЧС.
В последний, 2005-й год была завершена разработка функциональных задач, разрабатывались планы развертывания подсистемы обеспечения безопасности, внедрения средств административного управления. Осуществлялось развитие единой автоматизированной системы делопроизводства и контроля, был оборудован запасной пункт управления.
После выполнения этих работ было принято решение приступить к государственным испытаниям АИУС РСЧС.

Проблемы и их решение

Основная проблема при разработке системы заключалась в плохой структурированности информации, с которой приходится работать. В БД необходимо хранить сведения о ЧС, при этом происшествия надо классифицировать, сравнивать, делать прогнозы на основе наблюдений. Однако сама эта отрасль является слабо формализуемой: одна ЧС не похожа на другую. Эта проблема разрешается постепенно. Даже теперь при возникновении новой ситуации порой появляются новые моменты, которые желательно отразить в документах.

Существует проблема с нормативной базой. МЧС -- относительно молодое министерство, и в нормативной базе постоянно происходят изменения, а система должна постоянно им следовать. Решение этой проблемы тормозится нехваткой кадров. Нужны специалисты, которые могут формулировать требования и вести менеджмент ИТ-проектов, хорошо знающие и ИТ, и предметную область. Таких сотрудников может подготовить только специализированная академия. А она выпускает около 18 специалистов в год, что явно недостаточно.

Не могла этот проект обойти и финансовая проблема. Дело в том, что финансирование на федеральном и межрегиональном уровне осуществляется за счет бюджетных средств, а на региональном и более низких уровнях - за счет местных бюджетов. И эта ситуация сильно замедляет внедрение уже отработанного функционала.
Кроме того, сложно организовать обучение пользователей АИУС в отдаленных регионах.

Результаты внедрения

Перед началом проекта ставились три основные задачи, которые удалось выполнить: создание инфраструктуры АИУС РСЧС (средств связи и передачи данных между объектами МЧС России, включая видеоконференцсвязь, локальные вычислительные сети и центры обработки данных); разработка ПО и автоматизация оперативного управления РСЧС; разработка системы электронного документооборота.

Если рассматривать сам проект АИУС РСЧС как таковой, то основной эффект заключается в сокращении времени на подготовку управленческих решений по ликвидации и предупреждению ЧС.
За счёт чего это достигается? Во-первых, с помощью технологий электронного обмена информацией, исключения многократного ввода одних и тех же данных, а также обеспечения быстрого поиска информации, необходимой для оценки обстановки и подготовки документов.

Во-вторых, информацию АИУС РСЧС использует подсистема прогнозирования и мониторинга ЧС, где вырабатываются прогнозы возникновения новых и развития случившихся ЧС. На основе прогнозов разрабатываются планы профилактических мероприятий по предотвращению безвозвратных потерь населения. Оценить экономическую эффективность этих мероприятий довольно сложно, поскольку они связаны с оценкой предотвращенного ущерба, для расчета которого не существует универсальных методик.

Обслуживанием системы занимается специальное подразделениеминистерства. Но и со стороны разработчика тоже оказывается поддержка. Кроме того, Stins Coman все еще дорабатывает ПО. Продолжаются работы по уточнению состава показателей и оптимизации структуры БД.

Перспективы развития

Во-первых, проектировщики хотят поставить ряд дополнительных серверов - по одному в каждом региональном центре - и проложить между объектами более мощные каналы информационного обмена.
Во-вторых, в МЧС России создаётся Национальный центр управления в кризисных ситуациях. АИУС РСЧС входит в его автоматизированную систему составным элементом. Под Национальный центр управления в кризисных ситуациях разработана новая концепция автоматизации. В ее основе уже должна лежать аналитическая система. Кроме того, на базе ведомственных НИИ скоро появятся два центра поддержки принятия решений - по техногенным и природным ЧС, - которые будут моделировать ситуации и разрабатывать планы ликвидации происшествий. Таким образом, автоматизированная система МЧС России будет выполнять функции не только распределенного комплекса для сбора информации, но и системы интеллектуальной поддержки принятия решений. Автоматизированную систему Национального центра управления в кризисных ситуациях создаёт концерн "РТИ Системы". Компания Stins Coman является соисполнителем проекта.

Ожидания и результаты

Никогда нельзя быть довольным абсолютно всем. Есть недовольство малыми темпами развития. Хочется поскорее объединить в единое информационное пространство все объекты, наладить должным образом обмен информацией с региональными центрами и субъектами.

Есть проблемы и с недостаточной оперативностью. В настоящее время информация в системе обновляется в 9 часов утра. А надо бы, чтобы данные появлялись в ней сразу по их возникновении и чтобы при этом оповещались все должностные лица.
Третья проблема лежит в области планирования и контроля над пользователями. Надо сделать так, чтобы руководитель не просто мог видеть, кто и чем занимается, но чтобы система показывала, в какой стадии находится отработка документа.
Но самый серьезный вопрос касается анализа и принятия решений. Сейчас вся интеллектуальная деятельность лежит на человеке, АИУС РСЧС же выполняет функции информационно-справочной система. Аналитика есть, но только статистическая. А хотелось бы, чтобы в системе имелись оперативно-аналитические функции, чтобы введенные данные сразу анализировались, а машина предлагала варианты плана действий для конкретной ситуации. Но здесь уже задействованы сложные модели и методы. Сейчас специалисты занимаются этой задачей, и со временем она наверняка будет решена.
===
http://iemag.ru/?ID=621087

P.S. Кстати, странное решение для системы, автоматизирующей работы с чрезвычайными ситуациями - обновлять информацию один раз в сутки... Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ГАС:форум -> Другие государственные системы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phрBB © 2001 - 2008 phрBB Group | Русская поддержка phpBB